ABC анализ услуг гостиницы

Home » ABC анализ услуг гостиницы

Суть АВС–анализа

Метод ABC – анализа лежит принцип классификации услуг по степени их важности для прибыли гостиницы. Данный вид анализа является одним из методов повышения эффективности работы и может применяться для анализа работы любого объекра размещения.

АВС–анализ позволяет определить рейтинг услуг по указанным критериям и выявить ту часть, которая обеспечивает наибольшую доходность. Для анализа имеет смысл разделить услуги проживания по категориям номеров или по тарифам.

В основе ABC анализа лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Одна из основных идей анализа заключается в том, что контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать выручку.

ABC анализ имеет большое распространение, благодаря своей универсальности, эффективности и простоты понимания. В результате АВС анализа тарифам или категориям номеров выставляются рейтинги по степени влияния на общий результат.

Объемы продаж анализируется по двум параметрам:
     объем продаж (реализованное количество) и
     получаемая прибыль.

ABC-анализ — анализ тарифов на проживание путём деления на три категории:

А — наиболее ценные, 20 % — тарифы; 80 % — продаж
В — промежуточные, 30 % — тарифы; 15 % — продаж
С — наименее ценные, 50 % — тарифы; 5 % — продаж

Модуль анализа ассортимента подключается к PMS системе и рассчитывает категории для каждого тарифа или категории номера. Результатом расчета является выставление буквенного идентификатора.

Группа А – очень важные тарифы, которые всегда должны присутствовать в предложении. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась выручка, то в данную группу входят тарифы, прносящие наибольшую выручку.

Группа В – тарифы (категории) средней степени важности.

Группа С – наименее важные тарифы , это претенденты на исключение из предложения.

После расчета принадлежности к группе руководство отеля может принять решение по изменению текущей тарифной политики. Если целью является сокращение количества тарифов, упрощение операций, совершенствование услуги и рост прибыли. Если требуется исследовать рентабельность, то в качестве основного параметра выбирается уровень рентабельности. Данные АВС-анализа помогают принять осознанные решения по оптимизации тарифной политики, а также планирования развиния номерного фонда.

Преимущества ABC-анализа в гостинице


Главные преимущества ABC анализа:

Простота.

Основное преимущество – это простота использования. Чем проще метод, тем он надежней – это аксиома. Простой метод проще понимать и проще использовать для анализа.

Прозрачность.

Чем проще, тем надежней и понятней. Метод ABC анализа подразумевает относительно простые расчеты, которые легко проверить при необходимости.

Универсальность.

Еще одно важное преимущество – это почти полная универсальность. С помощью АВС-метода можно анализировать и товарооборот внутри товарной категории, сами товарные категории и их вклад в деятельность торгового предприятия. Кроме ранжирования товаров можно проводить анализ поставщиков для определения вклада поставщика в финансовый результат магазина.

Оптимизация ресурсов.

Оптимизация – это цель метода. Успешное использование АВС-анализа позволяет сократить и высвободить огромное количество временных и финансовых ресурсов. Это достигается благодаря концентрации работы над наиболее важными элементами.

Недостатки ABC-анализа

АВС-анализ, как и любой другой статистический метод – это не искусственный интеллект, который думает за людей. ABC-анализ является инструментом в руках аналитика. Постоянный расчет показателей при формировании Заявок поставщику обращает внимание сотрудников на изменения в рейтинге, но это ответственность оператора принять решение какие действия необходимо выполнить.

Первый недостаток – это одномерный метод. Данный метод позволяет построить рейтинг либо по вкладу тарифа в выручку, либо в наценку, либо в количество продаж (загрузку). Этот недостаток преодолевается с помощью использования многомерного АВС-анализа, когда группировка проводится сразу по нескольким показателям.

Второй недостаток вытекает из способа преодоления первого недостатка. Для анализа по нескольким критериям определяют группы А,В и С сразу по нескольким переменным. В результате, формируется 2 показателя. Количество возможных групп получается 9 (девять). Максимальное число групп определяется количеством возможных сочетаний АВС групп по двум показателям (AA, AB, AC, BA, BB, BC, CA, CB, CC).

Если элемент попадает в группу СА, то это значит, что по первому признаку он соответствует группе С, по второму – группе А. Если элемент попадает в группу АВ, то по первому признаку – А, по второму – В и т.д. Как видно, всего может быть 9 групп. Самые приоритетные позиции находится в группе АА, наименее приоритетные – в СС. Интерпретация всех групп и принимаемые в связи с этим решения целиком и полностью зависят от природы данных и целей анализа. Для трех показателей количество групп достигает уже 27. Интерпретация таких расчетов уже на так проста и требует дополнительных действий при принятии решений.

Третий недостаток – это выполнение рассчета независимо от качественных характеристик. Правильнее сказать, что это традиционная ошибка аналитика. Если рейтинг расчитывается по большому списку тарифов, в который входят услуги с разными потребительским свойствам. Если в расчете показателей все это смешать и провести АВС-классификацию, то получится, что в каждой группе будут совсем несопоставимые между собой позиции. При таком расчете группировка не будет иметь практического смысла. Группы выделяются для того, чтобы ими можно было управлять, а как можно управлять совершенно разными по своим свойствам предложениями?

Поэтому перед проведением АВС-анализа необходимо разделить тарицы на категории – похожие по своей природе группы.

Четвертый недостаток: среди варианто впредложения могут встречаться не только те, которые плохо продаются, но и те, которые не продаются вообще или которые продаются в убыток. То есть категории, которые наносят урон похуже группы С. Для этого часто добавляют еще одну группу – D. Получается ABCD-анализ. Или вот еще пример. В группу А вошли 40-50% ассортимента, что в абсолютном выражении может быть весьма много. Тогда из группы А можно выделить группу А+, куда войдут самые-самые позиции.

Три группы А, В и С не всегда способны качественно разделить данные, поэтому часто добавляют дополнительные группы, не предусмотренные классическим вариантом.

Пятый недостаток отсутствие учета сезонности. Этот недостаток относится ко всем методам статистического анализа. Внося изменения в предложение отель стремиться повлиять на будущие продажи. А все расчеты основываются на прошлых данных.

Часто бывает, что некоторые тарифы выпадают из продаж. Это происходит по разным причинам: забыли указать в предложении на сайте, не включили и информацию на стойке, не сообщили в систему интернет бронирования. Тогда получается, что в течение некоторого времени тариф не продавался и общий объем продаж по нему будет ниже потенциально возможного. Если это позиция из группы А, то по результатам расчета она легко может попасть в группу В или даже С.

АВС-анализ обладает преимуществами перед другими методами, которые выражаются в простоте, универсальности и легкой реализации.

Проблемы метода в первую очередь это АВС-группировка по одному показателю не всегда корректно расставляет приоритеты. При использовании многомерного ABC-анализа количество элементов в группе А может быть существенно больше 20%. ABC-анализ не умеет распознавать качество и природу данных, это должен делать аналитик перед проведением расчетов.