Затраты на лицензирование

Home » 1С: Предприятие для гостиницы и санатория » Бухгалтерский учет » Затраты на лицензирование

Учет затрат на сертификацию (получение звезд)

В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется сертификация гостиниц, является Приказ  Минэкономразвития и торговли РФ от 21 июня 2003г. №197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».
Нужно отметить, что сертификация услуг гостиниц осуществляется в добровольном порядке. По итогам данной сертификации гостинице присваивается категория, которая обозначается звездами (*). Низшая из присваиваемых категорий обозначается одной звездой, а высшая – пятью звездами (*****).

В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99».
Однако, так как сертификат выдается на определенное количество лет, то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат гостиницы в течение всего этого срока. Следовательно, в бухгалтерском учете  затраты  на сертификацию,  бухгалтер гостиницы первоначально должен учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем в течение срока действия сертификата будет включать в состав общехозяйственных расходов часть  его стоимости. Как видим, в бухгалтерском учете учет затрат на сертификацию производится аналогично учету затрат на получение лицензии.

В отношении налогового учета, затраты на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по  налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 НК  РФ.

Обратите внимание!
 Текст  статьи 264 Налогового Кодекса РФ не содержит оговорки в отношении добровольной сертификации, то есть учесть по этой статье расходов можно расходы, как на обязательную, так и на добровольную сертификацию. Напомним, что сертификация гостиниц и санаториев осуществляется именно на добровольной основе.
Правда,  иногда на практике налоговые органы  занимают в отношении добровольной сертификации отрицательную позицию, мотивирую свою  точку зрения тем, что уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут только расходы по обязательной сертификации.
Однако, такая позиция не совсем правомерна.
В соответствии со статьей 252 Налогового Кодекса под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Если у налогоплательщика выполняются все требования статьи 252 НК РФ, то  такие расходы  по добровольной  сертификации можно учесть  при исчислении прибыли.

Обратите внимание!
Получение сертификата, связано с затратами организации не только в части оплаты договора непосредственно органу по сертификации, но и иным органам, осуществляющим какой либо контроль над средствами размещения. К таким контролирующим организациям можно отнести  органы санэпидемнадзора, пожарные службы, органы, занимающиеся охраной окружающей среды. Естественно, что при подаче заявки на сертификацию сертифицирующий орган затребует у организации, необходимую  разрешительную документацию, получение которой также связано с затратами.
Как быть с этими расходами? При учете затрат на разрешительную документацию, организация может выбрать один из двух возможных вариантов:
• Списывать на расходы в течение срока действия сертификата. При этом первоначальная сумма учитывается на счете 97, затем равными долями относится на расходы.
• Единовременно относится на расходы.
Выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике организации.

Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из статьи 272 НК РФ.

Учет налога на добавленную стоимость

Услуги по сертификации попадают под налогообложение по налогу на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.
Возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму  «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.
Причем, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Поэтому, если гостиница оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС гостиница может возместить из бюджета в полном объеме сразу.